Энгель Фаттахов провел совещание по вопросам повышения качества учебно-методической работы управленческих команд школ

2 декабря 2016 г., пятница

Очередное совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием в режиме видеоконференцсвязи под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра образования и науки Энгеля Фаттахова состоялось 1 декабря.

В ходе рабочего совещания, которое проходило в расширенном формате с участием директоров школ, министр остановился на вопросах повышения качества учебно-методической работы управленческих команд.

Но прежде чем начать обсуждение актуальных вопросов развития системы образования Энгель Фаттахов  остановился на вопросе обеспечения безопасности учащихся. «Вчера в школе №32 Кировского района г. Казани произошло возгорание. Пожар начался в мастерской кабинета технологии, задымлено было все здание школы. К счастью никто из учащихся не пострадал. Эффективно сработала система «Стрелец-мониторинг». В то же время пострадал преподаватель технологии, когда пытался разбить окна для организации эвакуации учащихся. В связи с этим я прошу директоров школ  еще раз проверить рабочее состояние всех наличных систем оповещения и пожаротушения, возможность свободного доступа и прохода к путям эвакуации, наличие в школах всех необходимых инструментов для организации тушения пожара до приезда пожарных, - подчеркнул он. - Необходимо еще раз отработать последовательность действий администрации, учителей и учащихся при организации эвакуации в случае пожара. Начальников данные поручения прошу взять на особый контроль. Безопасность наших детей является основным приоритетом».

Переходя к основной повестке совещания Э.Фаттахов отметил, что результаты изучения учебно-методической деятельности в рамках работы Координационного Совета в течение трех лет показывают, что в районах и школах с низкими результатами государственной итоговой аттестации значительно ослаблен управленческий потенциал школьных команд. Отсутствует системная работа руководителя по профессиональному развитию учителей школы. «Изучение учебно-методической деятельности показало, что в ряде школ забыли, как грамотно организовать внутришкольный контроль.  Если он отсутствует, учитель остается один на один со своими проблемами и  ошибками. Он становится единственным исполнителем и вместе с тем единственным контролером на своем уроке. А это неправильно, - отметил глава Минобрнауки РТ.   - Есть заместители директоров по учебной работе, особенно в сельской местности, которые имеют учебную нагрузку по 15 часов в неделю и им просто некогда ходить к педагогам на уроки».

«Я настоятельно прошу вас разобраться с этим вопросом, взять его на жесткий контроль и, если понадобится, обязать директоров школ самим еженедельно мониторить ситуацию с внутришкольным контролем  и докладывать вам о результатах», - подчеркнул он.

В своем выступлении Энгель Фаттахов также отметил, что  и методическим службам необходимо усилить работу по сопровождению профессионального развития заместителей директоров по учебной работе. Сегодня нужно выработать меры и шаги, направленные на достижение более высокого качества. Директорам необходимо выйти за рамки просто административного давления на учителей и заместителей, нужно на уровне муниципалитета разработать и  реализовывать  индивидуализированные программы методической поддержки учителей,  обеспечить взаимодействие между школами. Директорам нужно активнее  использовать внутренние ресурсы педагогического коллектива, организовать наставническую деятельность внутри школы.

«Наличие или отсутствие у руководителей этого понимания и этих умений по сути отличает сильную школу от слабой. И когда сегодня мы говорим о необходимости сокращения разрыва между результатами этих школ, мы имеем ввиду, прежде всего, сокращение разрыва в профессионализме руководителей и учителей этих школ. Именно кадровая работа, обучение и целевое повышение квалификации, методическая поддержка, иные способы стимулирования профессионального роста являются основными направлениями той работы, на которой мы с вами должны сосредоточиться», подытожил министр.

В последнее время много говорится о том, что неоправданный рост документооборота и дополнительная административная нагрузка на школы и учителей мешает им сосредоточиться на основной работе. Подробно эта тема обсуждалась в рамках коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан с участием руководителей исполнительных комитетов 16 ноября. О мерах по снижению административной нагрузки на школы Республики Татарстан рассказал заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Тимерхан Алишев.

«Необходимо принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций», - отметил он. Размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте. Обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего учредителя.  Информировать о неправомерных запросах от различных органов и организаций своего учредителя. Направлять ответ на поступивший запрос в удобной для общеобразовательной организации форме, не дублировать информацию, отправленную в электронном виде, на бумажном носителе.

Следует отметить, что большинство татарстанских школ уже подключено к системе электронного документооборота республики. «В служебной деятельности это позволит  сократить  бумажный документооборот,  наладить дистанционное взаимодействие по служебным вопросам, производить мониторинг отчетов в информационной системе «Открытый Татарстан», просматривать информационные справочники и представлять сведения о доходах», - подчеркнул Т.Алишев.

Качество образования в большой степени зависит от профессионализма руководителей школ. И прежде всего от заместителя директора по учебной работе, основной  задачей которого  является организация и осуществление внутришкольного контроля, методическое сопровождение профессионального развития учителей. По итогам оценки профессиональных компетенций завучей базовых школ, ИРО РТ разработал для них адаптированные программы повышения квалификации. В настоящее  уже 110 заместителей директоров  прошли обучение. Завучи не просто учатся, на каждом этапе оценивается их вовлеченность в учебный процесс, освоение программы обучения. Соответствующие результаты будут затем направлены в муниципалитеты для ознакомления. О профессиональном развитии заместителей директоров по учебной работе базовых школ доложила  начальник отдела дополнительного профессионального образования Роза Шаяхметова. В 2016 году  ассессмент прошли 507 заместителей директоров базовых школ. С октября по ноябрь текущего года  повысили свою квалификацию 110 заместителей директоров школ. С декабря 2016 года по март 2017 года пройдут стажировки директоров базовых школ по изучению передовых управленческих практик на базе лучших школ республики.  В рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации до 9 декабря 2016 года  можно подать заявление на повышение квалификации в 2017 году (через личные кабинеты в ЕИС ЭО РТ).

Сегодня большое внимание уделяется развитию Республиканской системы оценки качества образования, которая рассматривается  как составная часть общероссийской системы. Она должна обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в республике, представить информационный базис для принятия управленческих решений.

«Для нас крайне важно, чтобы создаваемая нами республиканская модель обеспечивала переход от контроля качества образования к управлению качеством образования. РСОКО предоставляет нам информацию не только об успехах наших учащихся для их дальнейшего продвижения вперед, но и для формирования программ профессионального развития наших учителей, - отметил в своем выступлении министр. -Самое главное,  мы с вами должны не только подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации, но и подготовить наших учителей к абсолютной объективности при проведении любой оценочной процедуры. Необходимо понимать, что все результаты, которые вы получаете в рамках РСОКО, должны быть тщательно проанализированы и использованы для организации в школах профилактической работы как с учителями, так и с учащимися. Они необходимы прежде всего вам. Поэтому давайте соблюдать прозрачность и объективность проведения этих процедур», - подчеркнул он.

О результативности комплекса оценочных процедур , которые были проведены по итогам первой четверти в рамках республиканской системы оценки качества рассказала  начальник управления общего образования Министерства образования и науки РТ Тамара Федорова.  

В рамках реализации полномочий по контролю и надзору в сфере образования большую работу с муниципальными образованиями проводит департамент Министерства. Его деятельность нацелена не только на выявление и пресечение нарушений, но и на оказание комплексной методической поддержки муниципалитетам по совершенствованию управленческих практик и организации образовательного процесса.

Об  итогах проведения контрольных мероприятий в Черемшанском муниципальном районе доложила заместитель министра – руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнара Габдрахманова.

Качество образовательного процесса тесно связано с эффективной организацией дополнительного образования и воспитательной деятельности в школе. В этом году в Татарстане успешно начали реализовываться  ряд новых инициатив. О приоритетных республиканских конкурсах воспитательной направленности 2017 года рассказала  заместитель министра  Лариса Сулима. Речь идет о трех новых конкурсах:  республиканский

Фестиваль-конкурс  детского народного творчества «Без бергә», цель которого развитие художественно-эстетического творчества детей и подростков, республиканский конкурс родительских комитетов «Секреты дружного класса», приуроченный выявлению и популяризации лучших практик взаимодействия образовательных организаций и родительских комитетов в воспитании школьников и республиканский конкурс

школьных ученических самоуправлений «СОК. Стань одной командой!» .

О профессиональном развитии заместителей директоров по учебной работе базовых школ – Р.И. Шаяхметова

Об итогах оценочных процедур – Т.Т. Федорова

Республиканские конкурсы воспитательной направленности 2017 года:

Без бергэ

Родительский комитет

Стань одной командой

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International